Анкетирование соискателей — это норма? Но нормально ли это?


Предыстория

Освободилось рабочее время. Решил поискать заказчика. Пошел на hh.ru откликаться на вакансии.

У моей работы, как и у других бизнесов есть воронка продаж. Вход в неё работает по принципу, который применим ко всем воронкам: накидать как можно больше трафика на вход воронки, а дальше уже начать работать над конверсией.

Я кратко пробегаю вакансии глазами и откликаюсь на те, которые вызывают интерес. Почему не читаю описание вакансий? HR-специалисты хотят видеть красивые и информативные резюме, с цифрами, достижениями, выгодными сторонами и т.д. Но почему 80% hr-специалистов не могут написать достойный текст вакансии? Копируют чужие тексты, немного редактируют и выдают за своё. После прочтения 1 000+ вакансий я понимаю, что тут всё стандартно и можно даже не тратить время на чтение.

Я понимаю, что задачи стандартные и могу помочь компании, поэтому откликаюсь. В ответ я получаю достаточно шаблонный и немного лукавый текст, который можно лаконично представить в таком виде: «Спасибо. Заинтересовали. Мы ценим ваше время, поэтому вот вам анкета или тест, либо то и другое сразу под разными приправами». Тут начинается самое интересное, о чём буду писать дальше.

Предисловие:
Я делись мыслями на основе своего опыта. Общаясь со спецами других профессий я понимаю, что hr-специалисты высылают задания маркетологам чаще других. Я получаю задания при каждом втором отклике. Ладно, если бы высылали какие-нибудь интересные задания, но чаще всего спрашивают одно и тоже, что можно найти в нормально составленном резюме, которым является моё.


Я понимаю, что анкета позволяет не тратить много времени на оценку кандидата и понять стоит ли с ним общаться. В этом есть доля логики. Правда, тут кроется очень большая погрешность и подобными тестами отсеиваются не только лентяи, но кандидаты, которые ценит своё время и считает неприемлемым тратить его на формальности.


Как происходит поиск работы со стороны кандидата

Каждая вторая компания высылает анкеты, тесты, тестовые задания, либо психологические тесты. По их заверениям время на заполнение занимает от 5 минут до 2 часов. Только 1 из 10 компаний реально оценивают время. Остальные занижают это время раза в 2-3. Хотя, если заполнять анкету спустя рукава, то можно уложиться и в указанное время.

Это нормально, что человек откликается на 10-40 вакансий одновременно. Нормально, что он их не читает, потому что очень много вакансий написаны так, что толку от их прочтения НОЛЬ.

А теперь представим, что соискатель в ответ получает 2-3 задания в день. Получается, что на заполнение нужно потратить от 1 до 4 часов. В свою очередь, сотрудники просматривают анкету за 1-2 минуты и ставят кандидата в игнор.

Почему они так поступают не знаю, но опыт подсказывает, что компаний-помоек, кто размещает вакансию, а потом не может нормально заниматься подбором кандидатов больше 50%.

Понимаю, что соискатели разные. Но если hr и другие сотрудники, кто занимается подбором персонала не хотят уделить время резюме, то почему ждут другого отношения к себе?

Большинство анкет содержат до 90% вопросов, которые нужно отображать в резюме. Так зачем напрягать людей делать одно и тоже по несколько раз? Где вас этому учат? Покажите, кому оторвать руки. =)

Особый разговор про методику подбора и вопросы от Высоцкий консалтинг: «какой у вас продукт, что вы производите, готовы ли вы на без окладную систему оплаты и т.д. и т.п.»

Мой ответ на все такие предложения неизменен: «Я слишком ценю время и не готов его тратить в пустоту»

Альтернативный вариант проверки соискателей

Для начала hr-специалисты должны научиться писать интересные и информативные тексты вакансий. Не нужно общих фраз, которые вообще ничего не значат. Если написали слово дружелюбный, так расшифруйте это понятие конкретным примером: «Коллеги с радостью поделятся с вами обедом, если вы забудете его дома, а еще мы выдаём комплект одеяла и подушку тем, кто зарабатывается так, что опаздывает на последнюю электричку».

Поймите портрет того, кого вы ищите. Узнайте, что ему нравится и используйте это. Вместо обычного отклика с проверочным словом придумайте какой-нибудь интересный квест или задание.

Цель задания:
• отсечет 80% неподходящих кандидатов;
• проверить ключевой навык специалиста;
• вызвать интерес у соискателя выполнять вашу задачу и не отнять у него много времени.

Не отрицаю вариантов заданий с большим сроком исполнения, вплоть до 2х часов, при условии, что оно будет интересно кандидату. Я иногда люблю позалипать в задачи связанные с Excele, отчетами, или тестированиями, при предварительной договоренности, что мне потом вышлют копию отчета.

Тут буду собирать различные тесты.. Возможно, вы найдете что-то, что используется в вашей компании и получите ответ на свои вопросы раньше, чем подумаете выслать их мне.

Кандидаты, которые выполнят ваше задание уже отличаются от основной массы и достойны того, чтобы вы уделили им 5-10 минут и просто поговорили. За время разговора по телефону вам станет понятно: стоит ли продолжать общаться с кандидатом или нет. Ненормальная практика запрягать друг друга ненужно работой в то время, когда весь мир стремиться к автоматизации, экономит энергию и силы.

Начинайте с себя: относитесь к людям так, как хотели бы чтобы отнеслись к вам. Не напрягайте других беЗсмысленной работой.

Примеры заданий

Ниже приведу примеры задач, которые может быть интересно выполнять кандидатам, вместо того, чтобы заполнять стандартные анкеты с шаблонными вопросами.

Для продавца

Позвоните в ватсап по номеру 79163115882 и продайте свои услуги продавца стоимостью 50 000 р. с учетом бонусов.

Для маркетолога

Вот отчет с аналитикой, проанализируйте и дайте выводы по наиболее конверсионному источнику, по наиболее выгодному источнику и т.д.

Универсальный

Различные психологический тесты. С обязательным отправлением результатов. Просмотр информации о компании и выделение из неё важной для работы. Потом донести эту информацию при звонке с точки зрения применения своего опыта.

P.s.

Обязательно давайте обратную связь соискателям. Не игнорируйте людей, особенно, после того как они потратят на вашу задачу время. Такое отношение портит впечатление о компании.

Помните, что соискатель может сыграть вашему бизнесу положительную или отрицательную службу:
• стать / не стать вашим клиентом;
• привести / не привести знакомого, чтобы он стал вашим клиентом;
• оставить положительный или отрицательный отзыв в интернете.

Репутация компании стоит дорого. Отдел персонала или другой ответственный за эти задачи, как часть компании должен помогать улучшать репутацию компании.